Логотип

Готовим руку к письму.

Одной из основных задач нашего центра является подготовка детей к школе. В этой статье мы рассмотрим способы, которые помогут Вашему ребёнку подготовить руку к письму и в разы упростят его обучение, когда он пойдёт в Десногорскую школу.

Мы предлагаем три курса для детей:

  • программа подготовки к школе для детей 5-6 лет (курс рассчитан на два года и включает всестороннюю подготовку к школьной программе);
  • программа подготовки для детей 6-7 лет (курс рассчитан на один год, включает детально проработанный материал по всем направлениям);
  • программа экспресс-подготовки к школе (курс рассчитан на 1 месяц и охватывает только основные пункты подготовки).
Специалисты нашего центра проводят бесплатную оценку уровня подготовленности ребёнка к школе (диагностику) и помогают выбрать соответствующий курс. Начинать путь подготовки руки к письму необходимо с возраста, когда в школу ещё не собираются, а развитие малыша происходит преимущественно в игровой форме. На этом этапе, выбрав правильное занятие, мы поможем ребёнку сформировать твёрдую основу для письма.

Возникает резонный вопрос: "Какие игры считать правильными?" Ответ простой, но в то же время дающий пространство для фантазии – это всевозможные игры, развивающие мелкую моторику и вызывающие интерес у ребёнка:

  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с мелкими предметами (пересыпание крупы, нанизывание на верёвку пуговиц или крупных бусин, раскладывание узоров из мелких и крупных камней);
  • лепка из пластилина;
  • любые варианты конструирования;
  • складывание мозаики (сюжетные картинки или собственный рисунок);
  • вырезание ножницами (геометрические фигуры или более сложные картинки из журналов);
  • поделки из бумаги (оригами, аппликация, склеивание моделей);
  • поделки из ткани и ниток (валяние, связывание верёвок в шнуры или косички, шитьё, вышивка, вязание).

Среди этих пунктов отдельно остановимся на пальчиковой гимнастике.

Упражнения, выполняемые пальцами, оказывают положительное воздействие не только на будущий навык письма, но и на развитие речи. Среди учёных активно обсуждается теория о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Пять минут пальчиковых упражнений в день способствуют приобретению подвижности и гибкости всей кисти и каждого отдельного пальчика. Развитие мелкой моторики подготовит руку ребёнка к основной части обучения письму – работе с ручкой или карандашом.

Основная задача дошкольной подготовки состоит в том, чтобы научить ребёнка правильно держать ручку и координировать свои движения.

Не стоит сразу учить выводить буквы и пытаться выработать красивый почерк. Основа успеха в простоте – начните с интересных занятий, выступающих в качестве развлечения. Но сначала необходимо разобраться, как правильно держать ручку. Физиологически верным считается положение кисти, при котором ручка лежит на среднем пальце, а указательный и большой - придерживают, верхний край направлен к плечу пишущего. Понаблюдайте за своим ребёнком. После нескольких попыток он интуитивно выберет удобное положение. В некоторых случаях ребенку удобно держать карандаш неправильно.

Ситуации, при которых требуется корректировка навыка держать ручку:

  • ребенок, держа ручку, собирает все пальцы вместе (в щепоть) или сжимает ручку в кулаке;
  • во время упражнений ручка лежит на указательном, а не на среднем пальце;
  • ребёнок держит ручку слишком далеко от грифеля или наоборот слишком близко к нему.
Есть простое упражнение: помогите ребёнку взять карандаш или ручку правильно, сверху поставьте на карандаш указательный палец, не ограничивая его перемещения. Постучите указательным пальцем по карандашу. Можно придумать простую рифму для «постукиваний».

Итак, с «захватом» мы справились, теперь можно приступать к упражнениям.

Самое распространенное упражнение с использованием графических предметов – это рисование или раскрашивание. Выполняя любое из этих упражнений, рука ребёнка производит те же движения, что и при письме, но при этом он не испытывает напряжения или усталости. Как правило, такие занятия дети выполняют с удовольствием. Не ограничивайте ребёнка в выборе инструмента для рисования, используйте: ручку, простой карандаш, цветные карандаши, мелки, пастель. Использование разных материалов требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след, что также облегчает дальнейшее обучение. Существует много графических упражнений, таких как штриховка, соединение линий, обводка фигур, рисование произвольных узоров, работа с трафаретами, раскрашивание картинок.

Необходимо следить, чтобы при выполнении графических упражнений ребёнок следовал правилам:

  • не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линию;
  • штриховать только в указанном направлении;
  • не выходить за контуры фигуры;
  • стараться рисовать линии параллельно.
В теме подготовки руки к письму нельзя обойти вниманием комплекс из семи упражнений, разработанный Т. В.Фадеевой:
Упражнение 1.
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем — на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2.
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3.
Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4.
На столе лежат 10—15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5.
Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6.
Один конец ручки дети зажимают средним и указательным пальцами правой руки, при этом другой конец направлен от груди. Перевернув ручку, дети вкладывают ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.
Упражнение 7.
Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Представив, что у них в ладошках мячик, дети делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны. В конце приведём пару простых тестов, которые помогут определить уровень готовности руки ребёнка к письму.

Тест 1. Рисуем круг.

Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги небольшой круг. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг. Кисть развита слабо если круг получился намного меньше положенного, вместо круга получился овал или линия получилась прерывистой и неровной.

Тест 2. Штриховка.

Предложите ребенку заштриховать контур простого предмета, например, машины или домика, прямыми линиями, не выходя за границы. Покажите варианты штриховки: горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка. Ребёнок может сам выбрать какими линиями будет штриховать, а также последовательность действий. Кисть развита слабо если: ребёнок постоянно переворачивает изображение вместо того, чтобы поменять направление действия рукой.

Главное правило при обучении ребенка как письму, так и любому другому навыку, состоит в том, что приобретение новых знаний должно быть в удовольствие. Проявите внимание, усердие, терпение и тогда у вас обязательно всё получится!

Поделитесь этой страницей